Почему в Харькове до сих пор не построили метро?

Александр Кагановский

В последнее время общественность пытается активно противостоит разным проявлениям коррупции в Украине. В стране идут властные реформы. В процессе реформаторском обновления находятся полиция и  прокуратура,  судебная система. Начат процесс децентрализации власти, когда многие управленческие полномочия передаются на местный уровень. Тут и встречаются такие «воротилы», которые не постоят ни перед чем в своих махинациях. Им чужды принципы неприкосновенности чужого имущества, верховенства закона.

Именно о них и о том, почему в Харькове до сих пор не построили метро эта статья.

До 30 сентября 2009 года

Строительство Харьковского метрополитена началось еще в конце 60-х годов. Средняя скорость сооружения метрополитена в Харькове составляла 1,8 км трассы в год. Регулярно открывались новые станции или объекты транспортной инфраструктуры.  Уже во времена независимой Украины  были периоды, когда все средства на строительство нового участка метрополитена уходили на ремонты и ликвидацию подтоплений, но не смотря на это, метрополитен стабильно развивался. В работу были стабильно вовлечены крупные государственные НИИ, такие как «Харьковметропроект», «Харгипротранс», «Харьковпроект», и строительные организации, такие как ОАО «Харьковметрострой»,  ремонтные заводы.

После 30 сентября 2009 года

30 сентября 2009 года, когда состоялась передача метрополитена в управление городской власти от ГП «Харьковский метрополитен» к КП «Харьковский метрополитен» темпы его строительства значительно замедлились, то есть с уровня Минтранса на уровень местного коммунального предприятия.  

Местные чиновники тогда обещали открытие новых станций метро к Евро-2012 и по их заявлениям выделены миллионы из городского и государственного бюджета, но результатов их деятельности мы так и не дождались.

Как не нажиться на бывшем государственном?

Местная «элита» осознала, что ей открылась прекрасная возможность  «отмыть» многомиллионные расходы на строительство подземки через свои предприятия, которые умеют делать за «дорого» все то, что ранее осуществлявшиеся государственными предприятиями по регламентным нормам. «Местные»  сделали все, чтобы отстранить от работы ОАО «Харьковметрострой» в лице их бывших до 2009 года  руководителей.

 Ранее предприятие ОАО «Харьковметрострой» в Харьковском регионе обладало монополией в области подземных строений и являлось вторым самым крупным предприятием на Украине, с точки зрения реализуемых работ. Это предприятие являлось одним из стратегических предприятий Украины, которое финансировалось из бюджетных средств. В структуре собственности и деятельности предприятия находились активы, действующие в области строительства в Харькове, в Крыму, а также в России.

Разрыв 40-летнего плодотворного сотрудничества

Одним из самых крупных проектов предприятия, являлось строительство харьковского метро. За 40 летний период работы «Харьковметростроем» было сооружено и сдано в эксплуатацию 28 станций Харьковского метрополитена протяженностью 36,5 км.

Начиная с 2009 года, Харьковметрострой успел растерять свое былое влияние. Конечно, ему помогли в этом местные власти.

Сначала по инициативе ГП «Харьковский метрополитен» был расторгнут!!!!  генеральный контракт с «Харьковметростроем» на сооружение третьей очереди подземки. Заказчик работ заявил о невозможности платить по контракту из-за отсутствия в бюджете 2009 года средств на финансирование работ. Суд посчитал аргументы истца достаточными и разорвал соглашение. Работы по контракту составляли 80% от объема всех работ «Харьковметростроя». Этот договор, предусматривавший работы на участке от станции «Проспект Ленина» (сейчас – «Научная») до «Проспекта Победы», был заключен в апреле 1992 г. и с тех пор обеспечивал компании основные доходы. Кто мог стоять за этим решением, стало известно несколько месяцев спустя.

За дело берется ХСС…

Новым генподрядчиком стала компания «Тоннельстрой», входящая в корпорацию «Харьковский строительный союз» (ХСС) местных бизнесменов Олега Чигринова, Анатолия Бондаренко и Александра Кагановского. Каждому из них принадлежало на тот момент по 33,3% акций одноименного ЗАО. ОАО «Специализированное строительно-монтажное управление «Тоннельcтрой» принадлежит ОАО «Харьковстальконструкция», которая входит в корпорацию «Харьковский строительный союз». В структуру группы также входит ряд предприятий, крупнейшим из которых является «Южспецстрой», который и стал в последующем владельцем контрольного пакета акций «Харьковметростроя».

ХСС обошел «Харьковметрострой» в борьбе за право прокладывать метро в городе: после того, как в апреле 2009 года ОАО «Харьковметрострой» по инициативе !!!??? ГП «Харьковский метрополитен» утратило статус генерального подрядчика строительства, якобы по отсутствию финансирования из бюджета, право на строительство участка метро от ст. «Научная» к ст. «Проспект Победы» стоимостью 383,64 млн грн. по итогам уже нового тендера получил уже упомянутый «Тоннельстрой».

Как быстро превратить 3 миллиона в 70

И, сразу, только за 2009 год было освоено на прокладку метро в Харькове из государственного бюджета более 70 млн. гривен. Доходы «Тоннельстроя», избавленного от конкурента, выросли почти в 9 раз до 87 млн. гривен. Напрашивается вывод, что Кагановский и Ко приобретя всего за 3 млн. конкурента с уникальными активами явно внакладе не остались.

 Так же в конце 2009 года Хозяйственный суд Харьковской области ввел процедуру санации «Харьковметростроя», руководить которой стала близкая к ХСС арбитражная управляющая Оксана Кузнецова. Она часто выступала в роли арбитражного управляющего перед приобретением банкротов корпорацией ХСС. Комитет кредиторов метростроевцев возглавил директор компании «Юстприват» Сергей Кадацкий, который на тот момент был членом наблюдательного совета «Южспецстроя», и выступал в официальных и кулуарных правовых вопросах от лица компаний входящих ХСС.

После того, как Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) после проведения в 2010 году приватизационного конкурса вышел из состава акционеров «Харьковметростроя», он потерял право, как это было ранее, блокировать вывод активов из компании. Отметим, что по условиям приватизации контрольного пакета акций, новые собственники обязаны были восстановить функционирование предприятия и не допустить его банкротства. Впрочем, совершенно очевидно, что дальнейшая судьба метростроительного предприятия почти полностью зависела от настроения владельцев ХСС, контролирующих процесс возведения третьей очереди подземки в областном центре.

ХСС все равно строит «Харьковметростроем»

Господа Кагановский, Чигринов и Бондаренко привлекли «Харьковметрострой», обладающий необходимой техникой и ресурсами, для ведения строительных работ и более эффективного освоения бюджетных денег, выделяемых на эти цели.

Попытки спасти «Харьковметрострой»…

Также стоит отметить, что (в то время харьковский мер) Михаил Добкин заявлял о намерении городских властей принять участие в конкурсе по покупке госпакета акций ОАО «Харьковметрострой». Мэр говорил, что горсовет готов заплатить 9 миллионов гривен и купить предприятие с «долгами по зарплате, по налогам и перед кредиторами в размере около 20 миллионов гривен». Часть долгов ОАО «Харьковметрострой» городской совет собирался погасить, продав непрофильное имущество (а его на балансе бывшего государственного гиганта было предостаточно), в частности, земельный участок в Балаклаве (Крым). Судьба этого актива, кстати, так на данный момент и не известна!

Познее Добкин сообщил, что конкурса по продаже «Харьковметростроя» вообще не будет и что разрабатывается механизм бесплатной передачи предприятия на баланс Харькова и создания из него коммунального предприятия. «У меня был предварительный разговор с Николаем Азаровым и с руководством Севастополя, где базируется часть предприятия. У них тоже есть потребность, чтобы «Харковметрострой» оставался или в собственности города, или в собственности государства. Без этого предприятия множество видов работ в Харькове проводить просто невозможно», – говорил мэр.

Но как показало время, нашлись «дельцы», которые всего за 3 млн. гривен получили уникальные активы в Харькове и Крыму и возможность монополии в освоении денежных средств на строительство метро в Харькове.

Конец «Харьковметростроя»

Уже в мае 2010 года был утвержден план санации, который предусматривал продажу имущества должника. К сожалению, за период восстановления платежеспособности предприятия (санации) самые ликвидные и уникальные активы (оборудование и объекты инфраструктуры) были проданы или переданы предприятиям входящим в группу ХСС.

            А в декабре 2014 года суд признал ОАО «Харьковметрострой» банкротом (дело № Б-24/51-09 судья Усатый В.А.) и начал ликвидацию, определив, что общая сумма кредиторской задолженности значительно превышает рыночную стоимость активов  компании, и его пребывание в процедуре санации лишь ведет к дальнейшему наращиванию кредиторской задолженности.

Список пополняется

По подобной «схеме» Кагановский и партнеры «разграбили» и другие крупные предприятия в регионе. Такие как:

  • Пивзавод «Новая Бавария»
  • Харьковский завод изоляционных и строительных материалов
  • Будянский фаянсовый завод
  • Харьковский домостроительный комбинат №1
  • Харьковская овощная фабрика (пос. Покотиловка, Харьковский район)
  • и множество других ранее находившихся в государственной собственности предприятий с земельными и недвижимыми активами.

А положительный имидж в этих рейдерских процессах Кагановскому и партнерам обеспечивает наличие собственного медиаресурса «Вечерний Харьков».

«Харьковметрострой» далеко не первый, и, к сожалению, не последний в списке разграбленных государственных предприятий.

Грустно осознавать, что такие «дельцы» как Кагановский и его партнеры «задушили» купленное за «копейки» уникальное предприятие с 40-летним успешным стажем работы.

Всем нам надо сделать выводы и осознать свои приоритеты. Надеемся, что приведенный здесь материал даст повод задуматься депутатам, правоохранительным органам, местным чиновникам с кем они имеют дело.

И выявит их настоящий облик, весьма отличающийся от положительного имиджа, создаваемого «Вечерним Харьковом».

Продолжение истории: