Детство серого цвета
Каждому подростку хочется, что бы как в кино. Деньги, машины, красивая жизнь. Мнить себя героем Форсаж не меньше. Но жизнь суровая штука, и больше похожа на классику, с которой многие уже не знакомы «тебя посодют, а ты не воруй». Вот и сидят.
Семь детских колоний на территории Украины. Там отбывают свое наказание больше 300 человек. В Кременчуге на данный момент 42 ребенка. Да, работники, воспитатели и начальник называют их просто Дети. Дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Оказались за колючей проволокой. Наедине с собой и против всего мира.
Не свобода
Находясь там, они осознают, что вокруг не свобода. Со стадионом, птичьим двором, школа имеется даже, но это не свобода.
Для многих, как это ни ужасно, место нынешнего обитания может казаться лучшим в их не очень длинной жизни.
Сейчас у них есть еда регулярно.
Кто то крышу над головой обрел.
Некоторые читать и писать учатся только в этих стенах.
Но для каждого из них это не свобода.
Фагоциты-полицейские
Все ждут момента выхода. Но что ждет там? За стеной? А там ждет общество. Общество в целом как организм, которому лишние клеточки просто мешать будут.
Проявятся фагоциты-полицейские с недоверием к освобожденным, которые всегда согласны что-нибудь на них повесить новое, а не искать их невиновность. И поглотит система не успевших почувствовать свободу снова в застенки. Повезет лишь не многим, тем, у кого есть семья и такая семья, которой они нужны. Вот только по статистике 60% станут героями еще одного классического фильма «украл, выпил, в тюрьму – романтика».
Человек-невидимка
Что мы можем сделать, чтобы разорвать этот круг? Единичные попытки не дадут видимого результата, только изменение всей системы. Но о чем мы?! Если в этой колонии находится человек-невидимка. Он никогда не рождался, он не посещал детского сада и школы, его просто не существует, но, тем не менее, он отбывает наказание.
Его кормят.
Его одевают.
С ним занимается педагог – с человеком, которого нет. Отсутствие документов не явилось значительных фактором для системы.
И какой-то ведь человек в чёрной мантии, язык не поворачивается такого судьей назвать, смог осудить и не задаться вопросом, кого же он осудил на самом деле. Пока не повысится уровень общественной ответственности, пока гражданское общество не начнет задумываться и контролировать законность решении, принимаемых верхами, система не изменится. Ведь все мы являемся маленькими винтиками этой системы. Не допускать торговли совестью и честью, поступать по закону и по справедливости, к этому мы должны стремиться. Вот в таком обществе будет шанс на выживание для всех не вписывающихся ныне.
Становление личности
Очень важным моментом является определение себя как личности. Вот только сложно идентифицировать в себе личность, находясь в состоянии не свободы. Ведь любое самоопределение начинается изнутри. И тут начинается серьезная работа для психологов и педагогов. Объяснить так, чтобы эти дети поверили в то, что они нужны и личность каждого уникальна и многогранна.
Для этого созданы все условия. Учись и занимайся спортом. Работай, если есть желание. Развивай свои творческие навыки.
Дети рисуют великолепные картины.
Делают отличные фотографии.
Также вышивают крестом и бисером, и проявляют свое творчество в иных техниках.
Успешность проводимой работы воспитатели показывают на примере одного подопечного. Мальчик очень тяжелый, не идущий на контакт и отвергающий всякие попытки взаимодействия стал вышивать. Но не признавал никакого цвета, кроме черного. Черным по белому. Этот контраст отражал его критическую точку соприкосновения с миром. Но, по прошествии времени, и тяжелейшей работы над собой постепенно начали проявляться в работах все новые цвета. Это прогресс.
Для реабилитации так же приходят в гости баптисты. Разговаривают с ребятами о Боге и жизни. Двое мальчиков имеют твердое решение после выхода, продолжать свой жизненный путь рядом с Богом. Такое уже случалось и ранее.
У желающих учиться есть такая возможность. Один из заключенных учится в университете и трое в колледже заочно. У них есть возможность продолжить свое обучение уже в реальном мире. Таким образом, они обеспечивают себя якорем, создают невидимые связи притяжения и приравнивают себя к нормальной жизни.
Незаинтересованность молодежи политикой и экономикой – это повсеместная проблема. Восприятие себя как пупа земли и отстраненность от всего выходящего за рамки повседневных потребностей. В колонии же ситуация усугубляется тем, что дети не живут здесь и сейчас, а проживают, как будто, демоверсию жизни, поэтому все постороннее имеет для них еще меньшее значение, чем для их ровесников на воле.
Шанс на жизнь дается каждому от рождения. Качество и срок жизни зависит от разных факторов. Но если тебе не повезло вначале, и ты получил второй шанс – перерождение, грех им не воспользоваться. Желаю этим ребятам найти себя в этой жизни. Достичь мира в себе и помогать в созидании мира вокруг себя.